Но это на первый – поверхностный – взгляд. Как известно, все имеет свои корни, и ничего не бывает просто так. И примером этому служит история одного из самых старых парижских домов моды – Lanvin, а точнее, его основательницы Жанны Ланван.
Жизнь будущего кутюрье начиналась вполне хрестоматийно: старшая из одиннадцати детей она рано начала работать, устроившись в шляпную мастерскую разносчицей шляпок. Через год ей удалось получить работу младшей швеи в престижном ателье мадам Феликс, затем Жанна попала в ателье Тальбота, где, продемонстрировав свой изысканный вкус, вызвала интерес у руководства, которое отправило ее обучаться швейному искусству в Испании. В 23 года Жанна открыла собственную мастерскую на улице Фобур-Сент-Оноре, где, работая буквально день ночь и изготавливая необыкновенно красивые шляпы, постепенно все больше приобретала знакомства и известность среди знатных модниц Парижа.
В 1896 году благодаря своим связям она вышла замуж за итальянца-аристократа графа Анри-Жан Эмилио ди Пьетро, но через семь лет развелась с ним, оставшись одна с маленькой дочкой Маргарет. В 1907 году Жанна вступила в брак с журналистом Ксавье Меле, с которым много путешествовала по миру. Из поездок она привозила много новых идей и образцов материалов, собрав у себя дома «библиотеку тканей», превратившуюся в коллекции Blue Lanvin и Green Velázquez.
Через некоторое время Жанна Ланван рассталась со вторым мужем и опять переключилась на творчество, включая в свои коллекции восточные мотивы.
Считается, что, если бы не рождение в 1897 году дочери, которое послужило сильным вдохновляющим моментом для Жанны Ланван, и – как следствие – открытие в 1889 году магазина на улице Boissy d’Anglas, мир вряд ли узнал бы ее как великого модельера. Для Жанны ребенок стал бесконечным источником вдохновения.
В 1909 году Жанна Ланван присоединилась к Синдикату высокой моды и получила официальный статус кутюрье.
Творчество и новаторство
Сейчас это кажется обычным, но в конце XIX века не существовало понятия детской моды – детей одевали в уменьшенные прототипы взрослой одежды, не учитывая их физиологии и особенностей возраста. В обычном процессе пошива платьев сначала для кукол дочери, а затем и для нее самой, у Жанны Ланван родилась идея создания первой в истории моды детской и подростковой линии одежды с более свободным, раскрепощенным кроем, что в целом оказало большое влияние на последующий вектор развития женской моды вообще.
В 20-х годах прошлого века дом моды Lanvin невероятно быстро развивался: в нем работали 1200 сотрудников, он занимал три здания в Париже, имел семь филиалов во Франции и в мире. За пределами Парижа, в городе Нантер, были построены красильни. Именно там был создан знаменитый синий цвет Lanvin. Творческий гений Жанны Ланван прекрасно сочетался с талантом маркетолога: в 20-е годы она открыла собственные магазины и филиалы в Мадриде, Биаррице, Буэнос Айресе, Довиле, Каннах и других крупных городах мира.
К 1925 году Жанна достигла пика своей плодотворности, показывая в каждой новой коллекции сезона до 300 платьев. Иметь платье от Lanvin стало хорошим тоном, знаком принадлежности к высшему обществу. За покупками в ее дом едут модницы и модники, голливудские кинодивы и оперные примы со всего света. В 1920-е Дом Lanvin славился длинными романтичными платьями с пышными юбками, а в 1930-е – шелковыми пижамами, которые были настолько красивы, что их носили на улице, на пляже. В том числе сама Марлен Дитрих.
В 1926 году Жанна создает линию мужской одежды, «сочинив» костюм для драматурга Эдмона Ростана, который стал эталоном классической моды.
В 1927 году появилась парфюмерная линия Lanvin: первые духи, которые Жанна посвятила своей дочери, – аромат Arpège. Новаторство и остроумие этой талантливой женщины проявились в создании аромата My Sin на основе валерианы. Интересно, что мужская версия духов Arpège Pour Homme была создана спустя 80 лет.
Кроме того, марка Lanvin стала выпускать меха, женское белье и предметы интерьера.
Тот факт, что Жанна Ланван стала матерью в 30 лет и в связи с этим не только не прекратила, но продолжила, развила и подняла до непревзойденной для того времени высоты свое мастерство, создав уникальную линию одежды, говорит о масштабе ее творческого потенциала и человеческой личности: дело в том, что эта профессия не подразумевала полноценную семейную жизнь, а тем более рождение и воспитание ребенка.
В 1909 году Жанна Ланван стала членом Союза портных, и с этого времени начал формироваться ее неповторимый стиль, который вот уже несколько поколений ведущих дизайнеров ее Дома бережно хранят и развивают в своих ежесезонных новых коллекциях. А в парижском Музее костюма хранится 120 костюмов Жанны, переданных в дар ее дочерью Маргарет.
Изящество, тонкий вкус, эмоциональное равновесие, ни единой вульгарной детали и мелочи, здравый смысл, внимательное отношение к цветовой гамме, вдумчивость и сосредоточенность – вот ключевые эпитеты, которыми характеризуется стиль Lanvin. И это не случайно: Жанна была человеком высокого культурного потенциала, внутренне цельным и сосредоточенным. Известно, что свой знаменитый «голубой ланван» – «припыленный», с лавандовым оттенком, сложный синий цвет, который стал любимым и основным цветом многих коллекций Жанны, она ввела в одежду, вдохновившись полотнами известного флорентийского живописца XV века монаха Фра Беато Анджелико, интерес к искусству которого характеризует ее как человека глубокого, вдумчивого, любознательного, чуткого и обладающего тонким вкусом. Интересно, что в Музее декоративных искусств в Париже есть комната Жанны Ланван, «перенесенная» как произведение дизайнерского искусства стиля ар-деко в экспозицию музея из ее городского дома, мебель и интерьер которого были созданы специально для нее Арманом Альбером Рато. Само собой разумеется, что в декоре интерьера в основном использован ее знаменитый «синий ланван».
Этот неповторимый оттенок до сих пор присутствует даже на упаковочных коробках для вещей марки Lanvin. Он настолько красив и торжествен, что иногда хочется просто обладать самой коробкой.
Жанна Ланван была вторым после Поля Пуаре модельером, который вдохновился русской темой в своем творчестве: в 20-х годах прошлого века она создала коллекцию рубашек, очень тонко прочувствовав характер и стиль русского костюма и изящно воплотив его в своих вещах, деликатно использовав мех и вышивку и специфические конструктивные детали.
Моделями для Ланван работали многие известные женщины того времени, среди которых была Сьюзи Солидор – известная французская певица, владелица кабаре, муза многих художников, писателей и режиссеров, в том числе Жана Кокто.
Среди манекенщиц Жанны были и русские девушки, одна из самых известных – Тея Бобрикова, которая с 1927 по 1934 годы работала в модном доме Ланван и в дальнейшем по ее примеру создала собственный дом моды – «Катрин Парель».
Таланты и последователи
Жанна Ланван умерла в возрасте 79 лет, почти до самой смерти непрерывно работая и создавая новые коллекции. Ее дочь продолжила дело своей матери: она была директором фирмы до 1958 года, до самой своей смерти.
По сию пору, через много лет после смерти Жанны, ее творчество имеет своих поклонников и последователей, вдохновляет современных дизайнеров в их творчестве. За руководство домом Lanvin в свое время брались Джордж Армани, Клод Монтана и Осимиар Версолату – дизайнер марки Versace.
Модельер Джон Гальяно в 1998 году в своей коллекции процитировал одно из черно-белых платьев Lanvin, которое было создано Жанной в 1926 году и называлось «парижская ночь». Гальяно, который черпает идеи своих коллекций в том числе и из истории моды, лишь минимально модернизировал эскиз Ланван, несколько преобразив конструкцию и заменив черный цвет на серый.
«Парижская ночь» – это оригинальное название платья Жанны Ланван.
Нынешний креативный директор дома Lanvin Альбер Эльбаз, до этого успешно работавший в Yves Saint Laurent, очень трепетно хранит стиль, заложенный Жанной Ланван, с большим чувством меры, вкусом, изысканностью, легкостью, утонченностью и трепетным вниманием к цветовой гамме воплощая его в современных коллекциях. Можно смело утверждать, что одежда от Lanvin, отличающаяся в своей конструктивной и цветовой подаче деликатностью, плавностью, нежными цветами и оттенками, продуманными пропорциям, изысканно подобранными натуральными тканями, иногда однотонными, иногда с цветочным рисунком, одинаково нравится как эстетам, так и простым людям.
С Жанной сотрудничали многие знаменитые художники и дизайнеры. В 1922 году Поль Ириб, известный график и иллюстратор, сотрудничавший в том числе и с Пикассо, нарисовал несколько скетчей, изображавших Жанну и Маргариту в атласных платьях и знаменитых «ланвановских» шляпках. Одну из картинок Жанна выбрала в качестве эмблемы Дома для упаковки духов, и с 1954 года шутливый рисунок Ириба красуется на всех этикетках, упаковках и парфюмерных продуктах Дома Lanvin. Такое изобразительное решение было уникальным для того времени, новаторским ходом. Можно даже сказать, что оно явилось в какой-то мере предтечей современной инфографики: никогда до этого на логотипах не рисовали человеческие фигуры – в основном это были сочетания букв, геометрических фигур и орнамента.
Судя по свидетельствам современников, Жанна вдохновляла на творчество не только коллег-художников. Существует легенда, что в своем романе «Отверженные» Виктор Гюго вывел Жанну Ланван в образе Козетты, что может служить свидетельством грандиозности натуры этой женщины.
Великолепный итог
Жанна Ланван прожила потрясающую жизнь, в которой реализовала себя и как женщина, и как мать, и как великолепный дизайнер. Она была важной фигурой в мире моды, ее приглашали руководить секциями высокой моды на многих международных выставках. Жанна стала председателем оргкомитета Международной выставки декоративных искусств, которая впоследствии дала название стилю ар-деко. Затем в 1931 и 1938 годах возглавляла дирекцию выставок в Брюсселе, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Будучи покровительницей искусств, она в 20-е годы прошлого века успешно сотрудничала с миром театра и кино. Ее одежду носили самые известные личности того времени. В мае 2009 первая леди США, Мишель Обама, появилась на благотворительном приеме в замшевых туфлях Lanvin. А в декабре того же года во Флориде, открылся фирменный бутик Lanvin. В 1938 году Саша Гитри наградил «Посла элегантности» орденом Почетного легиона. Жанна Ланван являлась кавалером и офицером ордена почетного легиона – к слову, такого «двойного» звания в истории Франции удостаивались единицы.
Элла Лацис, Алёна Арефьева
Фотографии: из архива Lanvin, из книги «Волшебники парижской моды», Анни Латур (М.: Этерна, 2009)
Метка Жанна Ланван, Лацис Элла
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Сименс. Русский дворянин
Жизнь компании Siemens могла угаснуть, почти не начавшись, если бы один из братьев Сименс — 23 летний Карл — не приехал в Россию
-
Etro: противоречивый и узнаваемый
В одежде этой марки невозможно смешаться с толпой и остаться незамеченным. Как невозможно, нося ее, иметь упавший дух или унылое выражение лица
-
Свадьба на крыше
Свидание на вертолетной площадке – сюжет для головокружительного романтического фильма. Такой вечер забыть трудно! А если пригласить гостей на высоту 165 метров над землей,...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.